теория

теория

Словесный пазл: морфология

Деталь 3 (часть 3). Новый уровень: степени сравнения имён прилагательных

У качественных прилагательных, в отличие от слов других разрядов, есть дополнительная грамматическая категория — степени сравнения. Они похожи на уровни компьютерной игры: чтобы начать новый, нужно обязательно разобраться и справиться с предыдущим. Рассказываем, где проходит граница между степенями и как не ошибиться, когда переходишь на следующий уровень.

Всего степеней сравнения три: начальная (положительная), сравнительная (филологи и лингвисты называют ее компаративной) и превосходная (суперлатив). «Первая» по уровню степень сравнения прилагательных — положительная — не обозначает сравнения с другими предметами, а просто указывает на признак предмета (умный пёс, живописная дорога). Но без этого, первого, уровня невозможно перейти на следующие и образовать новые формы прилагательных: именно начальная помогает сконструировать остальные.

Второй уровень — сравнительная степень. Слова этой категории показывают, что признак характерен для предмета в большей или меньшей степени (этот пёс умнее другого, городская дорога менее живописная, чем морская). Но здесь возникают два «подуровня», потому что образуется сравнительная степень двумя способами: простым (синтетическим) и сложным (аналитическим).

В первом случае к прилагательным присоединяются суффиксы. Чаще всего это -е/-ее(-ей) и -ше/-же (милый — милее, большой — больше, старый — старше, глубокий — глубже). От некоторых прилагательных сравнительная степень образуется путём супплетивизма: у слова меняется основа. Например: плохой — хуже, хороший — лучше. Подробнее о том, почему происходит такой процесс в корне слова, читайте в нашем материале из рубрики «Интересное».

Чтобы образовать сложную форму сравнительной степени прилагательного, используют положительную степень со словами более/менее. Например, этот пёс более умный, чем другой. Важно, что две формы никак нельзя смешивать между собой: невозможно сказать более умнее или менее сильнее. Эти формы, как самостоятельные подуровни, не пересекаются — они «параллельны» друг другу.

Различаются простая и сложная формы сравнительной степени не только принципом образования, но и значением. Так, аналитическая сравнительная степень может означать меньшую интенсивность признака: этот дом менее уютный, чем дом на соседней улице. Простая сравнительная форма такой функцией не обладает: можно сказать, что вещь лучше, красивее, но при этом нельзя развернуть это определение в сторону меньшей интенсивности. Стилистически сложная сравнительная степень более характерна для книжной речи и редко употребляется в разговорной.

Следующий «уровень» после сравнительной степени — превосходная. Прилагательные в этой форме обозначают самую высокую степень признака (этот пёс самый умный, это мудрейшая лиса в лесу). Форма превосходной степени тоже может быть простой или сложной. Первая образуется с помощью суффиксов -ейш- и -айш- (красивейший, умнейший, высочайший). А аналитическую форму можно образовать несколькими способами:

  1. к положительной степени прилагательного добавить вспомогательное слово самый: самый хитрый;

  2. к положительной степени присоединить вспомогательное слово наиболее или наименее: наиболее умный, наименее умный;

  3. соединить сравнительную степень со словом всех (если характеризуется одушевленный предмет) или всего (если неодушевленный): умнее всех, больнее всего.

Среди этих форм чаще всего употребляется вариант со словом самый, а конструкции со вспомогательными наиболее и наименее носят скорее книжный и деловой характер. Здесь важно выделить тот же нюанс, о котором мы говорили выше. Простая и сложная формы превосходной степени тоже существуют в разных «измерениях», поэтому не стоит говорить самый умнейший или наименее хитрейший.

На третьем уровне степени сравнения прилагательных заканчиваются. Пожалуй, это отличает эту систему форм от популярных компьютерных игр. Но главное здесь в том, что каждый новый уровень зависит от предыдущего и, чтобы понять значение одной степени, нужно изучить, как функционирует другая.


У качественных прилагательных, в отличие от слов других разрядов, есть дополнительная грамматическая категория — степени сравнения. Они похожи на уровни компьютерной игры: чтобы начать новый, нужно обязательно разобраться и справиться с предыдущим. Рассказываем, где проходит граница между степенями и как не ошибиться, когда переходишь на следующий уровень.

Всего степеней сравнения три: начальная (положительная), сравнительная (филологи и лингвисты называют ее компаративной) и превосходная (суперлатив). «Первая» по уровню степень сравнения прилагательных — положительная — не обозначает сравнения с другими предметами, а просто указывает на признак предмета (умный пёс, живописная дорога). Но без этого, первого, уровня невозможно перейти на следующие и образовать новые формы прилагательных: именно начальная помогает сконструировать остальные.

Второй уровень — сравнительная степень. Слова этой категории показывают, что признак характерен для предмета в большей или меньшей степени (этот пёс умнее другого, городская дорога менее живописная, чем морская). Но здесь возникают два «подуровня», потому что образуется сравнительная степень двумя способами: простым (синтетическим) и сложным (аналитическим).

В первом случае к прилагательным присоединяются суффиксы. Чаще всего это -е/-ее(-ей) и -ше/-же (милый — милее, большой — больше, старый — старше, глубокий — глубже). От некоторых прилагательных сравнительная степень образуется путём супплетивизма: у слова меняется основа. Например: плохой — хуже, хороший — лучше. Подробнее о том, почему происходит такой процесс в корне слова, читайте в нашем материале из рубрики «Интересное».

Чтобы образовать сложную форму сравнительной степени прилагательного, используют положительную степень со словами более/менее. Например, этот пёс более умный, чем другой. Важно, что две формы никак нельзя смешивать между собой: невозможно сказать более умнее или менее сильнее. Эти формы, как самостоятельные подуровни, не пересекаются — они «параллельны» друг другу.

Различаются простая и сложная формы сравнительной степени не только принципом образования, но и значением. Так, аналитическая сравнительная степень может означать меньшую интенсивность признака: этот дом менее уютный, чем дом на соседней улице. Простая сравнительная форма такой функцией не обладает: можно сказать, что вещь лучше, красивее, но при этом нельзя развернуть это определение в сторону меньшей интенсивности. Стилистически сложная сравнительная степень более характерна для книжной речи и редко употребляется в разговорной.

Следующий «уровень» после сравнительной степени — превосходная. Прилагательные в этой форме обозначают самую высокую степень признака (этот пёс самый умный, это мудрейшая лиса в лесу). Форма превосходной степени тоже может быть простой или сложной. Первая образуется с помощью суффиксов -ейш- и -айш- (красивейший, умнейший, высочайший). А аналитическую форму можно образовать несколькими способами:

  1. к положительной степени прилагательного добавить вспомогательное слово самый: самый хитрый;

  2. к положительной степени присоединить вспомогательное слово наиболее или наименее: наиболее умный, наименее умный;

  3. соединить сравнительную степень со словом всех (если характеризуется одушевленный предмет) или всего (если неодушевленный): умнее всех, больнее всего.

Среди этих форм чаще всего употребляется вариант со словом самый, а конструкции со вспомогательными наиболее и наименее носят скорее книжный и деловой характер. Здесь важно выделить тот же нюанс, о котором мы говорили выше. Простая и сложная формы превосходной степени тоже существуют в разных «измерениях», поэтому не стоит говорить самый умнейший или наименее хитрейший.

На третьем уровне степени сравнения прилагательных заканчиваются. Пожалуй, это отличает эту систему форм от популярных компьютерных игр. Но главное здесь в том, что каждый новый уровень зависит от предыдущего и, чтобы понять значение одной степени, нужно изучить, как функционирует другая.


Автор: Ольга Ермакова
5 апреля 2021, 20:00
Автор: Ольга Ермакова
5 апреля 2021, 20:00
Источники
Валгина, Н. С., Розенталь, Д. Э., Фомина, М. И. Современный русский язык. М.: Логос, 2001.

Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1958

Касаткин, Л. Л., Клобуков, Е. В., Лекант, П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 2006.
Источники
Валгина, Н. С., Розенталь, Д. Э., Фомина, М. И. Современный русский язык. М.: Логос, 2001.

Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1958

Касаткин, Л. Л., Клобуков, Е. В., Лекант, П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 2006.