теория

теория

Словесный пазл: морфология

Деталь 2 (часть 6). Иван родил девчонку: падеж имени существительного

Падежи учат ещё в детстве. Без них невозможно разобраться, как слова связаны между собой. Десятки мнемонических правил вроде «Иван родил девчонку…» помогают ученикам запомнить эту грамматическую категорию, а мы рассказываем, как падежи «соединяют» существительное с другими частями речи и какими значениями «наделяют» слова.

Падеж показывает, в какой связи с другими словами в предложении находится существительное и какую синтаксическую функцию оно выполняет. Это изменяемая категория: любое существительное можно «переместить» из именительного падежа (стол) в родительный (стола) или предложный ― о столе.

Трудности возникают только с «неизменяемыми» существительными. В разных падежах такие слова будут сохранять одну и ту же форму: вижу пальто и говорю о пальто.

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Раньше их было больше, но как обстояли дела с этой грамматической категорией в прошлом, мы рассказали в материале по истории языка.
Падежи учат ещё в детстве. Без них невозможно разобраться, как слова связаны между собой. Десятки мнемонических правил вроде «Иван родил девчонку…» помогают ученикам запомнить эту грамматическую категорию, а мы рассказываем, как падежи «соединяют» существительное с другими частями речи и какими значениями «наделяют» слова.

Падеж показывает, в какой связи с другими словами в предложении находится существительное и какую синтаксическую функцию оно выполняет. Это изменяемая категория: любое существительное можно «переместить» из именительного падежа (стол) в родительный (стола) или предложный ― о столе.

Трудности возникают только с «неизменяемыми» существительными. В разных падежах такие слова будут сохранять одну и ту же форму: вижу пальто и говорю о пальто.

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Раньше их было больше, но как обстояли дела с этой грамматической категорией в прошлом, мы рассказали в материале по истории языка.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Они выражают «зависимость» существительных от других частей речи. При этом ключевое, что нужно знать о падежах, ― грамматическое значение, которым они наделяют конкретное существительное. Зачастую разные падежи выражают одни и те же отношения.

Основные значения, которыми могут обладают существительные в любом падеже, ― значения субъекта и объекта. Рассмотрим предложение Мама мыла раму. Существительное мама, которое стоит в именительном падеже, здесь будет обозначать субъект действия, а слово раму (винительный падеж) ― объект.

Если немного изменить предложение и сказать, что рама вымыта мамой, слово рама, хоть и стоит в именительном падеже, останется объектом действия, а существительное мамой (творительный падеж) продолжит быть субъектом. Несмотря на изменение падежных форм, существительные в конкретном предложении, как правило, закрепляют за собой значения объекта и субъекта.

В зависимости от синтаксической функции существительные, которые называют какой-либо предмет, могут приобретать дополнительные значения. Одно из них ― характеристика объекта или субъекта.

Например, в словосочетании кусок хлеба родительный падеж помогает выразить значение количества, а во фразе ход королевы характеристика предмета обозначается через его принадлежность другому предмету. Ещё одно значение ― характеристика состояния, в котором субъект пребывал некоторое время: мой брат работал учителем. В этом случае оно выражается с помощью творительного падежа, а в предложении Иван ― мечтатель ― с помощью именительного.

Ещё один пласт значений ― время, место и образ действия. Наиболее часто их выражают с помощью форм предложного падежа, которые в предложении играют роль обстоятельств. В зависимости от предлога выделяется несколько видов значений:

1) время и место, преимущественно с предлогами в/вов прошлом году, в лесу;

2) указание на поверхность (предлог на) ― на столе, на окне;

3) пространственная близость (предлог при) ― при школе, при музее.

При этом похожее значение может выражать и творительный падеж. Например: он шел лесом. Слово лесом здесь будет отвечать на вопрос «как?» и выполнять в предложении функцию обстоятельства. В примере он приедет (когда?) осенью творительный используется в значении времени.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Они выражают «зависимость» существительных от других частей речи. При этом ключевое, что нужно знать о падежах, ― грамматическое значение, которым они наделяют конкретное существительное. Зачастую разные падежи выражают одни и те же отношения.

Основные значения, которыми могут обладают существительные в любом падеже, ― значения субъекта и объекта. Рассмотрим предложение Мама мыла раму. Существительное мама, которое стоит в именительном падеже, здесь будет обозначать субъект действия, а слово раму (винительный падеж) ― объект.

Если немного изменить предложение и сказать, что рама вымыта мамой, слово рама, хоть и стоит в именительном падеже, останется объектом действия, а существительное мамой (творительный падеж) продолжит быть субъектом. Несмотря на изменение падежных форм, существительные в конкретном предложении, как правило, закрепляют за собой значения объекта и субъекта.

В зависимости от синтаксической функции существительные, которые называют какой-либо предмет, могут приобретать дополнительные значения. Одно из них ― характеристика объекта или субъекта.

Например, в словосочетании кусок хлеба родительный падеж помогает выразить значение количества, а во фразе ход королевы характеристика предмета обозначается через его принадлежность другому предмету. Ещё одно значение ― характеристика состояния, в котором субъект пребывал некоторое время: мой брат работал учителем. В этом случае оно выражается с помощью творительного падежа, а в предложении Иван ― мечтатель ― с помощью именительного.

Ещё один пласт значений ― время, место и образ действия. Наиболее часто их выражают с помощью форм предложного падежа, которые в предложении играют роль обстоятельств. В зависимости от предлога выделяется несколько видов значений:

1) время и место, преимущественно с предлогами в/вов прошлом году, в лесу;

2) указание на поверхность (предлог на) ― на столе, на окне;

3) пространственная близость (предлог при) ― при школе, при музее.

При этом похожее значение может выражать и творительный падеж. Например: он шел лесом. Слово лесом здесь будет отвечать на вопрос «как?» и выполнять в предложении функцию обстоятельства. В примере он приедет (когда?) осенью творительный используется в значении времени.
Автор: Ольга Ермакова
15 февраля 2021, 20:00
Автор: Ольга Ермакова
15 февраля 2020, 20:00
Источники
Валгина, Н. С., Розенталь, Д. Э., Фомина, М. И. Современный русский язык. М.: Логос, 2001.

Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1958.
Источники
Валгина, Н. С., Розенталь, Д. Э., Фомина, М. И. Современный русский язык. М.: Логос, 2001.

Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1958.