теория

теория

Словесный пазл: морфология

Деталь 5 (часть 2). (Не)Большая разница:
грамматические свойства местоимений


У местоимений, как и у других частей речи, есть особые грамматические свойства. Но из-за того, что они часто «маскируются» и становятся «вместо» других слов, их грамматические признаки сближаются с признаками существительных, прилагательных, числительных и наречий. Рассказываем, как отличать местоимения от других слов и почему лингвисты не могут договориться о границах этой части речи на морфологической карте русского языка.

Грамматические свойства местоимений зависят, в первую очередь, от класса, к которому они принадлежат. Всего таких групп четыре:
У местоимений, как и у других частей речи, есть особые грамматические свойства. Но из-за того, что они часто «маскируются» и становятся «вместо» других слов, их грамматические признаки сближаются с признаками существительных, прилагательных, числительных и наречий. Рассказываем, как отличать местоимения от других слов и почему лингвисты не могут договориться о границах этой части речи на морфологической карте русского языка.

Грамматические свойства местоимений зависят, в первую очередь, от класса, к которому они принадлежат. Всего таких групп четыре:
1
Предметно-личные местоимения. Это слова я, мы, ты, вы, кто, что, никто, ничто, некто, нечто. По значению они очень похожи на существительные, так как указывают на предмет. Более того, эту группу слов часто называют местоимёнными существительными, поскольку в предложении они выполняют ту же функцию. Но местоимения отличаются по морфологическим свойствам: например, в отличие от существительных, они не изменяются по числам.
2
Признаковые местоимения: мой, твой, который, какой, чей, некоторый, некий и так далее. Характеризуют признак предмета, на который указывают. Поэтому их часто называют местоимёнными прилагательными. В отличие от слов первой группы, признаковые местоимения схожи со своим «двойником» не только по значению, но и по многим грамматическим свойствам. В частности, согласуются в роде, числе и падеже с существительными (мой дом, мои дома, моего дома), а также выступают в роли определения или именной части сказуемого: Это моя кровать, Эта кровать — моя.
3
Количественные местоимения: столько, несколько, сколько-нибудь и другие. Эти слова указывают на количество предмета или предметов, о котором/которых говорится. Количественные местоимения часто называют местоимениями-числительными. О большой разнице в грамматике тоже говорить нет повода. И количественные местоимения, и числительные изменяются по падежам и могут согласовываться с существительными (столько предметов, о стольких предметах).
4
Наречные местоимения: где, там, тут, никуда и так далее. Грамматическими свойствами — как минимум, неспособностью изменяться — слова этой группы напоминают наречия. По-другому их называют местоимениями-наречиями или местоимёнными наречиями.
1
Предметно-личные местоимения. Это слова я, мы, ты, вы, кто, что, никто, ничто, некто, нечто. По значению они очень похожи на существительные, так как указывают на предмет. Более того, эту группу слов часто называют местоимёнными существительными, поскольку в предложении они выполняют ту же функцию. Но местоимения отличаются по морфологическим свойствам: например, в отличие от существительных, они не изменяются по числам.
2
Признаковые местоимения: мой, твой, который, какой, чей, некоторый, некий и так далее. Характеризуют признак предмета, на который указывают. Поэтому их часто называют местоимёнными прилагательными. В отличие от слов первой группы, признаковые местоимения схожи со своим «двойником» не только по значению, но и по многим грамматическим свойствам. В частности, согласуются в роде, числе и падеже с существительными (мой дом, мои дома, моего дома), а также выступают в роли определения или именной части сказуемого: Это моя кровать, Эта кровать — моя.
3
Количественные местоимения: столько, несколько, сколько-нибудь и другие. Эти слова указывают на количество предмета или предметов, о котором/которых говорится. Количественные местоимения часто называют местоимениями-числительными. О большой разнице в грамматике тоже говорить нет повода. И количественные местоимения, и числительные изменяются по падежам и могут согласовываться с существительными (столько предметов, о стольких предметах).
4
Наречные местоимения: где, там, тут, никуда и так далее. Грамматическими свойствами — как минимум, неспособностью изменяться — слова этой группы напоминают наречия. По-другому их называют местоимениями-наречиями или местоимёнными наречиями.
Из-за того, что местоимения не только по значению, но и грамматически схожи с существительными, прилагательными, числительными и наречиями, некоторые лингвисты не считали их отдельной частью речи. Среди этих учёных, например, Л. В. Щерба и А. М. Пешковский. Они были убеждены, что разница между местоимениями и словами других частей речи настолько небольшая, что первые просто нет необходимости воспринимать как отдельный класс.

Другие лингвисты считали, что разница всё-таки есть и проявляется, как минимум, в том, что местоимения указывают на предметы, их признаки и количество, но не называют их. Этой точки зрения придерживались А. А. Шахматов и А. Н. Гвоздев.

Сейчас подход, согласно которому местоимений как отдельной части речи не существует, уже не популярен. Но проблема границ, которые позволяли бы отделять местоимения от других слов, до сих пор обсуждается. Исторически на этот счёт в лингвистике было три теории.

Согласно первой из них, полноправные местоимения — только те, что сейчас принято называть личными или лично-указательными местоимениями. Вторая теория относит к местоимениям предметно-личные, признаковые и количественные, но не относит наречные, поскольку они не склоняются. Такой подход А. Н. Гвоздев называет узким пониманием местоимений. Третья теория, или широкое понимание местоимений по Гвоздеву, не предполагает, что способность изменяться по падежам — обязательный признак местоимения, поэтому местоименные наречия тоже имеют право называться местоимениями.

Мы выделяем четыре группы местоименных слов, одна из которых — наречные. Соответственно, в этом и других текстах придерживаемся широкого понимания местоимений.
Из-за того, что местоимения не только по значению, но и грамматически схожи с существительными, прилагательными, числительными и наречиями, некоторые лингвисты не считали их отдельной частью речи. Среди этих учёных, например, Л. В. Щерба и А. М. Пешковский. Они были убеждены, что разница между местоимениями и словами других частей речи настолько небольшая, что первые просто нет необходимости воспринимать как отдельный класс.

Другие лингвисты считали, что разница всё-таки есть и проявляется, как минимум, в том, что местоимения указывают на предметы, их признаки и количество, но не называют их. Этой точки зрения придерживались А. А. Шахматов и А. Н. Гвоздев.

Сейчас подход, согласно которому местоимений как отдельной части речи не существует, уже не популярен. Но проблема границ, которые позволяли бы отделять местоимения от других слов, до сих пор обсуждается. Исторически на этот счёт в лингвистике было три теории.

Согласно первой из них, полноправные местоимения — только те, что сейчас принято называть личными или лично-указательными местоимениями. Вторая теория относит к местоимениям предметно-личные, признаковые и количественные, но не относит наречные, поскольку они не склоняются. Такой подход А. Н. Гвоздев называет узким пониманием местоимений. Третья теория, или широкое понимание местоимений по Гвоздеву, не предполагает, что способность изменяться по падежам — обязательный признак местоимения, поэтому местоименные наречия тоже имеют право называться местоимениями.

Мы выделяем четыре группы местоименных слов, одна из которых — наречные. Соответственно, в этом и других текстах придерживаемся широкого понимания местоимений.
Автор: Ольга Ермакова
12 августа 2021, 20:00
Автор: Ольга Ермакова
12 августа 2021, 20:00
Источники
Гольцова, Н. Г., Шамшин, И. В. Русский язык.
Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. М.: Русское слово — учебник, 2013.

Розенталь, Д. Э. Орфография и морфология. Правила и упражнения. М.: Мир и образование, 2016.

Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис Пресс, 2016.

Князев, С. В. Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография. М.: Гаудеамус» 2011.

Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех». URL:http://gramota.ru (дата обращения 25.09.2020).
Источники
Гольцова, Н. Г., Шамшин, И. В. Русский язык.
Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. М.: Русское слово — учебник, 2013.

Розенталь, Д. Э. Орфография и морфология. Правила и упражнения. М.: Мир и образование, 2016.

Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис Пресс, 2016.

Князев, С. В. Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография. М.: Гаудеамус» 2011.

Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех». URL:http://gramota.ru (дата обращения 25.09.2020).