#теория
#интересное
#лайфхаки
#мнения
#истории
#подкасты
#спецпроекты
9.11.2020
Как звуки уживаются друг с другом
(часть 2)
Полина Меньшова
Не только ассимиляция, диссимиляция и аккомодация заставляют звуки вести себя по-другому. «Тлетворное влияние» на них также оказывает редукция. Разбираемся, в чём суть этого явления, прислушиваемся к собственной речи и привыкаем, что символы «ъ» и «ь» всё-таки могут обозначать звуки.

В человеческом обществе в разных ситуациях кто-то предстаёт во всей красе и демонстрирует все свои качества, а кому-то это не удаётся, хотя он тоже принимает участие в общем деле. Потом люди меняются ролями. Или не меняются. В случае, если все ведут себя так, как удобно только им, грамотного и продуктивного взаимодействия не получается.

В «обществе» звуков действует такая же закономерность: они складываются в слова, которые потом выстраиваются в предложения, и при этом не могут произноситься так же, как произносились бы поодиночке. В этом «виноваты» не только ассимиляция, диссимиляция и аккомодация – процессы, в результате которых звуки изменяются под действием других звуков. Изменения могут зависеть и от того, в какой позиции в слове находится звук. Ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего гласных, которые образуют эти слоги, называется редукцией.

При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но сохраняют характерный тембр и артикуляцию. Например, русский гласный [у] легко узнать, в каком бы слоге он ни находился: су́дно — суда́. Во втором случае он звучит более коротко и менее напряжённо, чем в первом, но мы всё так же вытягиваем губы, чтобы его произнести, и сохраняем свойственный ему верхний подъём. Такими же свойствами обладают [и] и [ы].

При качественной редукции гласные безударных слогов не только звучат слабее и короче, но и утрачивают некоторые признаки характерного для них тембра. После твёрдых и после мягких согласных одни и те же гласные звуки могут ведут себя по-разному.

Например, в слове «кошка» под ударением находится звук [о] — лабиализованный, заднего ряда и среднего подъёма. А в слове «кошачий», где слог с «о» уже не ударный, а первый предударный, на его месте оказывается звук, близкий к [а], так называемое «а закрытое». Он неогублённый, среднего (а не нижнего, как полноценный [а]) подъёма, среднего ряда. В транскрипции обозначается символом [ᴧ] («крышечка»).

В слове «котопёс» на месте того же [о], во втором предударном слоге, появляется звук, совсем на него не похожий — краткий, средне-верхнего подъёма и среднего ряда, что-то между [а] и [ы]. Он обозначается символом [ъ] (ер). Это нейтральный, обезличенный гласный, показатель высокой степени качественной редукции.
Не только ассимиляция, диссимиляция и аккомодация заставляют звуки вести себя по-другому. «Тлетворное влияние» на них также оказывает редукция. Разбираемся, в чём суть этого явления, прислушиваемся к собственной речи и привыкаем, что символы «ъ» и «ь» всё-таки могут обозначать звуки.

В человеческом обществе в разных ситуациях кто-то предстаёт во всей красе и демонстрирует все свои качества, а кому-то это не удаётся, хотя он тоже принимает участие в общем деле. Потом люди меняются ролями. Или не меняются. В случае, если все ведут себя так, как удобно только им, грамотного и продуктивного взаимодействия не получается.

В «обществе» звуков действует такая же закономерность: они складываются в слова, которые потом выстраиваются в предложения, и при этом не могут произноситься так же, как произносились бы поодиночке. В этом «виноваты» не только ассимиляция, диссимиляция и аккомодация – процессы, в результате которых звуки изменяются под действием других звуков. Изменения могут зависеть и от того, в какой позиции в слове находится звук. Ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего гласных, которые образуют эти слоги, называется редукцией.

При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но сохраняют характерный тембр и артикуляцию. Например, русский гласный [у] легко узнать, в каком бы слоге он ни находился: су́дно — суда́. Во втором случае он звучит более коротко и менее напряжённо, чем в первом, но мы всё так же вытягиваем губы, чтобы его произнести, и сохраняем свойственный ему верхний подъём. Такими же свойствами обладают [и] и [ы].

При качественной редукции гласные безударных слогов не только звучат слабее и короче, но и утрачивают некоторые признаки характерного для них тембра. После твёрдых и после мягких согласных одни и те же гласные звуки могут ведут себя по-разному.

Например, в слове «кошка» под ударением находится звук [о] — лабиализованный, заднего ряда и среднего подъёма. А в слове «кошачий», где слог с «о» уже не ударный, а первый предударный, на его месте оказывается звук, близкий к [а], так называемое «а закрытое». Он неогублённый, среднего (а не нижнего, как полноценный [а]) подъёма, среднего ряда. В транскрипции обозначается символом [ᴧ] («крышечка»).

В слове «котопёс» на месте того же [о], во втором предударном слоге, появляется звук, совсем на него не похожий — краткий, средне-верхнего подъёма и среднего ряда, что-то между [а] и [ы]. Он обозначается символом [ъ] (ер). Это нейтральный, обезличенный гласный, показатель высокой степени качественной редукции.
Важно, что, если гласный [а] или [о] во второй (или третьей и т. д.) предударной позиции оказывается в начале слова, то он редуцируется не до [ъ], а до [ᴧ]: [ᴧ]кадемия (академия). В случае, если два таких гласных идут подряд, оба они превращаются в [ᴧ]: к[ᴧᴧ]лиция (коалиция).

Качественная редукция звука [а] после твёрдого согласного происходит по такой же логике: в первом предударном слоге он превращается в [ᴧ], а во втором (третьем, четвёртом и так далее) предударном — в [ъ]. Звук [э] после твёрдого согласного даёт [ыэ] («ы» с призвуком/оттенком «э»): шериф [шыэриф]. В заударных (то есть находящихся справа от ударного) слогах все эти гласные гласных переходят в [ъ].

Редукция безударных гласных в позиции после мягких согласных проходит по-другому. Звук [о] с предшествующей мягкостью в русском языке существует только в сильной, ударной позиции, поскольку обозначается буквой «ё», которая просто не образует безударные слоги.

Звуки ['а] и ['э] в первом предударном слоге дают [иэ] («и» с призвуком/оттенком «э»), а во втором и последующих предударных — [ь] (ерь) — краткий передний гласный верхнего подъёма, нечто среднее между [и] и ['э].
Важно, что, если гласный [а] или [о] во второй (или третьей и т. д.) предударной позиции оказывается в начале слова, то он редуцируется не до [ъ], а до [ᴧ]: [ᴧ]кадемия (академия). В случае, если два таких гласных идут подряд, оба они превращаются в [ᴧ]: к[ᴧᴧ]лиция (коалиция).

Качественная редукция звука [а] после твёрдого согласного происходит по такой же логике: в первом предударном слоге он превращается в [ᴧ], а во втором (третьем, четвёртом и так далее) предударном — в [ъ]. Звук [э] после твёрдого согласного даёт [ыэ] («ы» с призвуком/оттенком «э»): шериф [шыэриф]. В заударных (то есть находящихся справа от ударного) слогах все эти гласные гласных переходят в [ъ].

Редукция безударных гласных в позиции после мягких согласных проходит по-другому. Звук [о] с предшествующей мягкостью в русском языке существует только в сильной, ударной позиции, поскольку обозначается буквой «ё», которая просто не образует безударные слоги.

Звуки ['а] и ['э] в первом предударном слоге дают [иэ] («и» с призвуком/оттенком «э»), а во втором и последующих предударных — [ь] (ерь) — краткий передний гласный верхнего подъёма, нечто среднее между [и] и ['э].
В заударных слогах ['э] тоже превращается в [ь], а вот на месте ['а] оказывается ['ъ] — ер с предшествующей мягкостью. Эту разницу легко заметить, произнеся разные формы слова «телевидение»: телевидение (телевидени[j'ь]) — телевидения (телевидени[j'ъ]).

Короче:

В заударных слогах ['э] тоже превращается в [ь], а вот на месте ['а] оказывается ['ъ] — ер с предшествующей мягкостью. Эту разницу легко заметить, произнеся разные формы слова «телевидение»: телевидение (телевидени[j'ь]) — телевидения (телевидени[j'ъ]).

Короче:

При очень сильной редукции безударные гласные могут доходить до нуля, просто выпадать. Обратите внимание: как вы произносите слова жав(о)ронки, провол(о)ка, всё-т(а)ки? Вполне возможно, что звуки, которые обозначаются буквами в скобках, утрачиваются, превращаются в ноль звука.

Редукция может затрагивать и согласные. Например, звонкие согласные на конце слов в русском языке оглушаются, качественно изменяются («град»: [грат], но «града» [градъ]). А [j'] в слове «май» превращается в «и неслоговое», которое занимает промежуточное положение между гласным и согласным. В транскрипции «и неслоговое» обозначается символом «й'».

Позиция, в которой звук произносится «эталонно» (как будто изолированно, а не в потоке речи, где на него влияют соседние звуки), называется сильной. Для гласных это ударная позиция, а для согласных — позиция перед гласным или перед сонорным согласным. Соответственно, позиции, в которых звук может подвергаться редукции, ассимиляции, диссимиляции и аккомодации, — слабые. В них некоторые звуки могут полностью совпадать. Именно с этим и связаны многие орфографические ошибки. Вспомните, из-за чего в начальных классах было легко перепутать слова «плод» и «плот», и трудно запомнить, как писать «футбол» и «молоко».
При очень сильной редукции безударные гласные могут доходить до нуля, просто выпадать. Обратите внимание: как вы произносите слова жав(о)ронки, провол(о)ка, всё-т(а)ки? Вполне возможно, что звуки, которые обозначаются буквами в скобках, утрачиваются, превращаются в ноль звука.

Редукция может затрагивать и согласные. Например, звонкие согласные на конце слов в русском языке оглушаются, качественно изменяются («град»: [грат], но «града» [градъ]). А [j'] в слове «май» превращается в «и неслоговое», которое занимает промежуточное положение между гласным и согласным. В транскрипции «и неслоговое» обозначается символом «й'».

Позиция, в которой звук произносится «эталонно» (как будто изолированно, а не в потоке речи, где на него влияют соседние звуки), называется сильной. Для гласных это ударная позиция, а для согласных — позиция перед гласным или перед сонорным согласным. Соответственно, позиции, в которых звук может подвергаться редукции, ассимиляции, диссимиляции и аккомодации, — слабые. В них некоторые звуки могут полностью совпадать. Именно с этим и связаны многие орфографические ошибки. Вспомните, из-за чего в начальных классах было легко перепутать слова «плод» и «плот», и трудно запомнить, как писать «футбол» и «молоко».