«Ты всё сдашь»: как подготовиться к ЕГЭ по песням
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Солист группы «Чёрное олово» Алексей Боровиков
В начале лета у многих школьников и студентов «кипит голова» из-за большого объёма информации — так много нужно повторить перед экзаменами. Кажется, успеть всё и не умереть со скуки невозможно, но группа «Чёрное олово» решает эту проблему с помощью песен. Разбираемся, как комичность, ассоциативность и образность помогают понять и запомнить сложный материал.

Алексей Боровиков, солист группы «Чёрное олово», — единственный автор и исполнитель песен, основанных на школьной программе. Названия песен и альбомов отсылают к темам, которые изучают в рамках школьного курса по разным предметам. А сами тексты строятся так, чтобы хронология событий, химические реакции и биографии писателей или исторических деятелей превращались в понятные, близкие истории и запоминались одинаково легко.
В начале лета у многих школьников и студентов «кипит голова» из-за большого объёма информации — так много нужно повторить перед экзаменами. Кажется, успеть всё и не умереть со скуки невозможно, но группа «Чёрное олово» решает эту проблему с помощью песен. Разбираемся, как комичность, ассоциативность и образность помогают понять и запомнить сложный материал.

Алексей Боровиков, солист группы «Чёрное олово», — единственный автор и исполнитель песен, основанных на школьной программе. Названия песен и альбомов отсылают к темам, которые изучают в рамках школьного курса по разным предметам. А сами тексты строятся так, чтобы хронология событий, химические реакции и биографии писателей или исторических деятелей превращались в понятные, близкие истории и запоминались одинаково легко.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
Правитель на репите: проще, чем в учебнике

В песне «Заканчивать надо» о Великой Отечественной войне упоминаются операции в хронологической последовательности. Это делает материал более структурированным и помогает вместе с мелодией и простым текстом запомнить порядок исторических событий.
Правитель на репите: проще, чем в учебнике

В песне «Заканчивать надо» о Великой Отечественной войне упоминаются операции в хронологической последовательности. Это делает материал более структурированным и помогает вместе с мелодией и простым текстом запомнить порядок исторических событий.
Градско-Новгородская — первая операция,

Вторая будет Днепровско-Карпатская.

Корсунь-Шевченковская и Багратион,

Нормандская десантная. Здравствуй, второй фронт! <...>

«Львовско-Сандомирская, Ясско-Кишинёвская,

Дальше Прибалтийская со скоростью несётся, и

После была Восточно-Карпатская,

Ну, и Белградская в конце операция.
Градско-Новгородская — первая операция,

Вторая будет Днепровско-Карпатская.

Корсунь-Шевченковская и Багратион,

Нормандская десантная. Здравствуй, второй фронт! <...>

«Львовско-Сандомирская, Ясско-Кишинёвская,

Дальше Прибалтийская со скоростью несётся, и

После была Восточно-Карпатская,

Ну, и Белградская в конце операция.
Алексей Боровиков старается говорить о значимых исторических событиях, не просто перечисляя их, но и показывая связь между ними. Так, риторическое восклицание До свидания, патриаршество! Привет, Синод! чётко противопоставляет старое и новое устройство церковного управления.

«Чёрное олово» обращает внимание не только последовательность событий и явлений, но и на то, как их принято оценивать с научной точки зрения. Например, название «Будь как Петя», посвящённой Петру Великому, содержит положительную оценку. Пётр Первый — грамотный правитель — ставится в пример слушателю. Передаёт это отсылка к мему N умный. Будь как N, где на месте N имя человека или персонажа, который поступил мудро и потому становится образцом для подражания.

В песне «Лжедмитрий One» автор упоминает имена значимых лиц смутного времени. «Димон» не указывает на негативную оценку, а снижает образ псевдоцаревича до простого человека, подобного школьникам. Этот вариант имени используется наравне с общепринятым наименованием «Лжедмитрий».
Алексей Боровиков старается говорить о значимых исторических событиях, не просто перечисляя их, но и показывая связь между ними. Так, риторическое восклицание До свидания, патриаршество! Привет, Синод! чётко противопоставляет старое и новое устройство церковного управления.

«Чёрное олово» обращает внимание не только последовательность событий и явлений, но и на то, как их принято оценивать с научной точки зрения. Например, название «Будь как Петя», посвящённой Петру Великому, содержит положительную оценку. Пётр Первый — грамотный правитель — ставится в пример слушателю. Передаёт это отсылка к мему N умный. Будь как N, где на месте N имя человека или персонажа, который поступил мудро и потому становится образцом для подражания.

В песне «Лжедмитрий One» автор упоминает имена значимых лиц смутного времени. «Димон» не указывает на негативную оценку, а снижает образ псевдоцаревича до простого человека, подобного школьникам. Этот вариант имени используется наравне с общепринятым наименованием «Лжедмитрий».
Пользуясь случаем, Гришка Отрепьев

Дворянин не из важных и, к тому же, монарх —

Вдруг притворился Димитрием этим,

Чтобы власть над страной сосредоточить в руках. <...>

В Польше его поддержали активно Юрий Мнишек

с Мариной и король Сигизмунд. <...>

С боярскими царями что-то не срослось,

Но вот Димон не true, Димон, скорее, false.

Не уберег сынишку, видимо, Иван.

Теперь на царском троне Лжедмитрий One. <...>

Шуйский не против был царского трона.
Пользуясь случаем, Гришка Отрепьев

Дворянин не из важных и, к тому же, монарх —

Вдруг притворился Димитрием этим,

Чтобы власть над страной сосредоточить в руках. <...>

В Польше его поддержали активно Юрий Мнишек

с Мариной и король Сигизмунд. <...>

С боярскими царями что-то не срослось,

Но вот Димон не true, Димон, скорее, false.

Не уберег сынишку, видимо, Иван.

Теперь на царском троне Лжедмитрий One. <...>

Шуйский не против был царского трона.
В песне «Размер решает» автор приводит отрывки из стихотворений «Тучи», «Соседка» и «Три пальмы» Лермонтова, чтобы на примере объяснить трёхсложные размеры:
В песне «Размер решает» автор приводит отрывки из стихотворений «Тучи», «Соседка» и «Три пальмы» Лермонтова, чтобы на примере объяснить трёхсложные размеры:
«Тýчки небéсные, вéчные стрáнники

Слы́шите: рáз, два, три, рáз, два, три, рáз, два, три.

Бýдто бы вáльс. Это дáктиль, увéрен я.

Пéрвый из трёх слогов по́д ударéньем. <...>

«В песчáных степя́х арави́йской земли́…»

Смести́ть мы удáр здесь мы с тобо́ю смогли́.

Зовýт сей размéр амфибрáхий, братáн.

Из трёх на второ́й происхо́дит удáр. <...>

«Не грусти́, дорогáя сосéдка».

Здесь анáпест, испо́льзуем рéдко.
«Тýчки небéсные, вéчные стрáнники

Слы́шите: рáз, два, три, рáз, два, три, рáз, два, три.

Бýдто бы вáльс. Это дáктиль, увéрен я.

Пéрвый из трёх слогов по́д ударéньем. <...>

«В песчáных степя́х арави́йской земли́…»

Смести́ть мы удáр здесь мы с тобо́ю смогли́.

Зовýт сей размéр амфибрáхий, братáн.

Из трёх на второ́й происхо́дит удáр. <...>

«Не грусти́, дорогáя сосéдка».

Здесь анáпест, испо́льзуем рéдко.
На этом же приёме автор строит песню о языковых средствах выразительности. Её текст состоит из терминов и примеров для каждого из них.
На этом же приёме автор строит песню о языковых средствах выразительности. Её текст состоит из терминов и примеров для каждого из них.
«Метафора — это «промокший весь до нитки Питер»,

Ну а «добрый ветер» — это вот уже эпитет.

«Живой мертвец» — однозначно оксюморон,

Учите русский в песнях и с юмором.
«Метафора — это «промокший весь до нитки Питер»,

Ну а «добрый ветер» — это вот уже эпитет.

«Живой мертвец» — однозначно оксюморон,

Учите русский в песнях и с юмором.
«Средства выразительности» используют прецедентное высказывание в роли отсылки к известному произведению — «Гамлету» Уильяма Шекспира. Это обращение к читательскому опыту:


«Быть или не быть?» —

На «Гамлета» был закос.

А это, кстати,

Риторический вопрос…
«Средства выразительности» используют прецедентное высказывание в роли отсылки к известному произведению — «Гамлету» Уильяма Шекспира. Это обращение к читательскому опыту:


«Быть или не быть?» —

На «Гамлета» был закос.

А это, кстати,

Риторический вопрос…
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Режиссер Эндрю Адамсон. 2005 год. © The Walt Disney Company Walden Media
В каждой шутке доля науки: юмор в тему

Когда в материале есть комическая составляющая, запоминать его проще, так как за информацией закрепляется положительная эмоция. Да и разве можно не запомнить смешную шутку?

В песне «ВосТОПчные славяне» Искоростень — столица древлян — характеризуется как хорошо горящее селение. Когда древляне убили князя Игоря, его жена Ольга в качестве мести подожгла их столицу.
В каждой шутке доля науки: юмор в тему

Когда в материале есть комическая составляющая, запоминать его проще, так как за информацией закрепляется положительная эмоция. Да и разве можно не запомнить смешную шутку?

В песне «ВосТОПчные славяне» Искоростень — столица древлян — характеризуется как хорошо горящее селение. Когда древляне убили князя Игоря, его жена Ольга в качестве мести подожгла их столицу.
Древляне популярны. поднимаются в топчик.

Спасибо, Игорян, это горячий райончик.

Их Искоростень центром стала как монолит.

Хорошее селение. И круто горит.
Древляне популярны. поднимаются в топчик.

Спасибо, Игорян, это горячий райончик.

Их Искоростень центром стала как монолит.

Хорошее селение. И круто горит.
У «Чёрного олова» есть и другая песня о княгине Ольге. В ней подробнее говорится о мести древлянам. Через игру Angry Birds метафорически описывается способ мести. К лапкам взятых у древлян птиц по приказу княгини привязали горящие фитили, а затем выпустили этих птиц на волю. Они полетели к родным гнёздам и уничтожили город. Все игроки Angry Birds — немного княгиня Ольга. Если вы проходили эту игру, то тоже использовали птиц и разрушали постройки.
Четыре мести были по-любому не всерьёз,

Княгиня просто обожает Angry Birds.
Четыре мести были по-любому не всерьёз,

Княгиня просто обожает Angry Birds.
В этой песне ещё много прецедентных текстов. Фраза курит в сторонке ГУЛАГ связана с мемом нервно курит в сторонке. Она обозначает «не идёт ни в какое сравнение» и появилась, когда в 2004 году Европейский футбольный союз официально запретил спортсменам курить на матчах. Выражение связано с телевизионной картинкой, где тренер проигрывающей команды гневно кричит, а затем «уходит в себя», пытаясь быть незаметным, и торопливо дымит на кромке поля.

Спички древлянам не игрушка — трансформация известной поговорки Спички детям не игрушка. А Зачем нам трубы и вода, если есть огонь? — обращение к произведению «Огонь, вода и медные трубы». Его название тоже стало крылатой фразой.

«Екатерина the Great» отсылает к фразе чё, каво? из мемов. Это фонетическая деформация слов чего и кого. Употребляется в речи и на письме произвольно, указывает на то, что говорящий принадлежит к субкультуре гопников или «косит» под них. В песне автор сравнивает войну с борьбой гопников за новый район:
В этой песне ещё много прецедентных текстов. Фраза курит в сторонке ГУЛАГ связана с мемом нервно курит в сторонке. Она обозначает «не идёт ни в какое сравнение» и появилась, когда в 2004 году Европейский футбольный союз официально запретил спортсменам курить на матчах. Выражение связано с телевизионной картинкой, где тренер проигрывающей команды гневно кричит, а затем «уходит в себя», пытаясь быть незаметным, и торопливо дымит на кромке поля.

Спички древлянам не игрушка — трансформация известной поговорки Спички детям не игрушка. А Зачем нам трубы и вода, если есть огонь? — обращение к произведению «Огонь, вода и медные трубы». Его название тоже стало крылатой фразой.

«Екатерина the Great» отсылает к фразе чё, каво? из мемов. Это фонетическая деформация слов чего и кого. Употребляется в речи и на письме произвольно, указывает на то, что говорящий принадлежит к субкультуре гопников или «косит» под них. В песне автор сравнивает войну с борьбой гопников за новый район:
Русско-шведская. За Балтику воюем. Чё, каво?
Русско-шведская. За Балтику воюем. Чё, каво?
«Рюрик» и «Александр Невский» адаптируют мем до того, как это стало мейнстримом:

Правил до того, как это

Стало мейнстримом.

Во втором случае фраза меняется:
«Рюрик» и «Александр Невский» адаптируют мем до того, как это стало мейнстримом:

Правил до того, как это

Стало мейнстримом.

Во втором случае фраза меняется:
Разбивал шведов на льду

До того, как это стало хоккеем.
Разбивал шведов на льду

До того, как это стало хоккеем.
«Александр Второй» отсылает к мемам о различных адаптациях, например «Золушка 2.0». Автор иронизирует над повторяющимися именами правителей в российской истории: На троне Саня 2.0.

В «Брежневе» Боровиков трансформирует фразу из песни «Губки бантиком», которую исполнила Кристина Орбакайте. Замена слова домик на коттедж создаёт комический эффект. Зато портрет сразу появляется перед глазами:
«Александр Второй» отсылает к мемам о различных адаптациях, например «Золушка 2.0». Автор иронизирует над повторяющимися именами правителей в российской истории: На троне Саня 2.0.

В «Брежневе» Боровиков трансформирует фразу из песни «Губки бантиком», которую исполнила Кристина Орбакайте. Замена слова домик на коттедж создаёт комический эффект. Зато портрет сразу появляется перед глазами:
Губки бантиком, бровки коттеджем

Всё потому, потому что я Брежнев.
Губки бантиком, бровки коттеджем

Всё потому, потому что я Брежнев.
В песне «История головного мозга» запомнить материал помогает образность:
В песне «История головного мозга» запомнить материал помогает образность:
Засечные черты у дома для охраны,

По кухне моей бегают тьмутараканы.

Жаль, что не могу достичь ладьи скоростей,

Снова зажигаю спичку, как Искростень. <...>

Посещаю сауну, бассейн с ником «Ольга». <...>

Странные видения меня посещают —

Вот по телевизору Вещий Олег вещает. <...>

У меня карты Mastercard и Visaнтия.
Засечные черты у дома для охраны,

По кухне моей бегают тьмутараканы.

Жаль, что не могу достичь ладьи скоростей,

Снова зажигаю спичку, как Искростень. <...>

Посещаю сауну, бассейн с ником «Ольга». <...>

Странные видения меня посещают —

Вот по телевизору Вещий Олег вещает. <...>

У меня карты Mastercard и Visaнтия.
Засечные черты у дома для охраны — забор. Ладьи скоростей — о походе Олега на Византию, когда князь приказал поставить ладьи на колёса. Посещение сауны с ником «Ольга» — один из способов мести, которые использовала правительница. Она сожгла баню, когда в ней находились древляне. Вещий Олег — князя сравнивают с президентом Владимиром Путиным. Карты Mastercard и Visaнтия: название производителя карт изменено, это отсылка к великой империи — Византии.

В «Александре Невском» свинья — мясо и фигура построения отряда. Песня посвящена Ледовому побоищу, которое состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере против ливонцев. В апреле лёд на озере был непрочным — туда русские и загнали противников, ливонцев.
Засечные черты у дома для охраны — забор. Ладьи скоростей — о походе Олега на Византию, когда князь приказал поставить ладьи на колёса. Посещение сауны с ником «Ольга» — один из способов мести, которые использовала правительница. Она сожгла баню, когда в ней находились древляне. Вещий Олег — князя сравнивают с президентом Владимиром Путиным. Карты Mastercard и Visaнтия: название производителя карт изменено, это отсылка к великой империи — Византии.

В «Александре Невском» свинья — мясо и фигура построения отряда. Песня посвящена Ледовому побоищу, которое состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере против ливонцев. В апреле лёд на озере был непрочным — туда русские и загнали противников, ливонцев.
За церковь нашу вам сейчас я точно поясню:

Вы не мусульманин, но не тронете свинью.

Эта фигура построения отрядов

С тонким льдом сработала, как надо.
За церковь нашу вам сейчас я точно поясню:

Вы не мусульманин, но не тронете свинью.

Эта фигура построения отрядов

С тонким льдом сработала, как надо.
В песне «Синдром литры» автор играет с именами писателей, употребляя их фамилии в вещественном и действенном значении:

Каждый вечер я Бродский по парку,

Маяковский дорогу осветит.

В таком контексте легко угадывается внутренняя форма фамилий: Бродский - от бродить, Маяковский — от маяк.

В «Митозе» глагол делить используется в разных значениях. Делить людей — классифицировать. Делить деньги — распределять. Делить клетки — обновляться.
В песне «Синдром литры» автор играет с именами писателей, употребляя их фамилии в вещественном и действенном значении:

Каждый вечер я Бродский по парку,

Маяковский дорогу осветит.

В таком контексте легко угадывается внутренняя форма фамилий: Бродский - от бродить, Маяковский — от маяк.

В «Митозе» глагол делить используется в разных значениях. Делить людей — классифицировать. Делить деньги — распределять. Делить клетки — обновляться.
Кто-то делит людей на расы,

Кто-то деньги делит всерьёз,

А мы делим клетки прекрасно,

Называя это «митоз».
Кто-то делит людей на расы,

Кто-то деньги делит всерьёз,

А мы делим клетки прекрасно,

Называя это «митоз».
Учу, потому что люблю: научные love stories

У «Чёрного олова» даже в романтических песнях есть отсылки к школьным предметам. Это позволяет закрепить уже изученный материал с помощью ассоциаций.

«Любовная междоусобица» сравнивает исторические события с отношениями. Феодальная раздробленность — символ разрушения, отдаления. Здесь — близость расставания пары. Смута — время, когда прошлый устой разрушен, а будущий неясен. В песне понятно, что тех отношений, которые были раньше, уже не будет, но к чему они приведут в итоге, — вопрос.
Учу, потому что люблю: научные love stories

У «Чёрного олова» даже в романтических песнях есть отсылки к школьным предметам. Это позволяет закрепить уже изученный материал с помощью ассоциаций.

«Любовная междоусобица» сравнивает исторические события с отношениями. Феодальная раздробленность — символ разрушения, отдаления. Здесь — близость расставания пары. Смута — время, когда прошлый устой разрушен, а будущий неясен. В песне понятно, что тех отношений, которые были раньше, уже не будет, но к чему они приведут в итоге, — вопрос.
Не прошли отношения на подлинность —

между вами феодальная раздробленность.

Думала навеки с ним, как же это круто!

Но теперь меж вами лишь одна большая смута.
Не прошли отношения на подлинность —

между вами феодальная раздробленность.

Думала навеки с ним, как же это круто!

Но теперь меж вами лишь одна большая смута.
«История лучше любви» говорит о Сталине и Ленине — значимых исторических личностях, о которых должны знать лирический герой и его партнёрша:
«История лучше любви» говорит о Сталине и Ленине — значимых исторических личностях, о которых должны знать лирический герой и его партнёрша:
Я учил про Сталина и его репрессии… <...>

Рассказал про Ленина чётко и понятненько,

Только ты такая: «А чё это за дяденька?»
Я учил про Сталина и его репрессии… <...>

Рассказал про Ленина чётко и понятненько,

Только ты такая: «А чё это за дяденька?»
Крупская и Ленин, Пётр Третий и Екатерина Вторая — известные в истории пары — становятся метафорой отношений:
Крупская и Ленин, Пётр Третий и Екатерина Вторая — известные в истории пары — становятся метафорой отношений:
Миссис Крупская, спускайтесь к Ленину вниз. <...>

Будто Ил-2 к тебе я лечу,

Как Пётр Третий к Кате Второй.
Миссис Крупская, спускайтесь к Ленину вниз. <...>

Будто Ил-2 к тебе я лечу,

Как Пётр Третий к Кате Второй.
Пётр Первый и Хрущёв упоминаются «в паре» с дорогими им вещами — метафора привязанности.
Пётр Первый и Хрущёв упоминаются «в паре» с дорогими им вещами — метафора привязанности.
Я твой Пётр Первый, ну а ты моё болото. <...>

Ты моя кукуруза, я твой Хрущёв.
Я твой Пётр Первый, ну а ты моё болото. <...>

Ты моя кукуруза, я твой Хрущёв.
В песне «Я люблю тебя больше, чем химию» множество сравнений и метафор, отображающих чувства и отношения через химические термины. Например:
В песне «Я люблю тебя больше, чем химию» множество сравнений и метафор, отображающих чувства и отношения через химические термины. Например:
Он без девушки, как атом, свободный. <...>

Для меня он самый благородный,

Как один из инертных газов.
Он без девушки, как атом, свободный. <...>

Для меня он самый благородный,

Как один из инертных газов.
Благородный — характеристика человека. Но инертные газы называют так же.
Благородный — характеристика человека. Но инертные газы называют так же.
Он по силе соревнуется с фтором,

Ну а я при нём будто бы магний.
Он по силе соревнуется с фтором,

Ну а я при нём будто бы магний.
Фтор — сильнейший окислитель, а магний сгорает в его атмосфере. Так же и девушка «сгорает» от чувств к любимому.
Фтор — сильнейший окислитель, а магний сгорает в его атмосфере. Так же и девушка «сгорает» от чувств к любимому.
Я считала тебя кислородом,

Только, как оказалось, я — гелий.
Я считала тебя кислородом,

Только, как оказалось, я — гелий.
Кислород — газ, без которого нельзя дышать. У гелия противоположные свойства. Сравнение показывает, что героиня и её возлюбленный несовместимы.
Кислород — газ, без которого нельзя дышать. У гелия противоположные свойства. Сравнение показывает, что героиня и её возлюбленный несовместимы.
И знаю множество разных реакций,

Только он на меня не реагирует.
И знаю множество разных реакций,

Только он на меня не реагирует.
Здесь в словах реакций, реагирует сталкиваются химические и человеческие свойства.
Здесь в словах реакций, реагирует сталкиваются химические и человеческие свойства.
Возможно, чтобы понять некоторые шутки и отсылки, вам пришлось перечитать записи в тетрадях или изучить несколько сайтов в интернете. Но мы почему-то уверены, что вы улыбнулись или засмеялись, хотя просто повторяли школьную программу! Если вам понравилось, попробуйте тоже поиграть с трудным материалом. Поищите в фактах образы из современной реальности, сочините собственную любовную историю по мотивам исторических событий или впишите в известные мемы литературных героев. И вот вам ещё одна цитата из песни «Чёрного олова»:

Ты всё сдашь!

Хороший балл будет наш,

Ведь знаний твоих багаж

Покажет нам, кто тут босс.
Возможно, чтобы понять некоторые шутки и отсылки, вам пришлось перечитать записи в тетрадях или изучить несколько сайтов в интернете. Но мы почему-то уверены, что вы улыбнулись или засмеялись, хотя просто повторяли школьную программу! Если вам понравилось, попробуйте тоже поиграть с трудным материалом. Поищите в фактах образы из современной реальности, сочините собственную любовную историю по мотивам исторических событий или впишите в известные мемы литературных героев. И вот вам ещё одна цитата из песни «Чёрного олова»:

Ты всё сдашь!

Хороший балл будет наш,

Ведь знаний твоих багаж

Покажет нам, кто тут босс.
Автор: Дарья Захарова
3 июня 2022, 16:00
Источники
Гудков, Д. Б., Красных В. В., Захаренко, И. В., Багаева Д. В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестник Московского университета. 1997. № 4.

Гудков, Д. Б., Красных, В. В., Захаренко, И. В., Багаева, Д. В. Прецедентное высказывание и прецедентное имя как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация. 1997. № 1.

Земская, Е. А. Русская разговорная речь. Общ. вопр. Словообразование. Синтаксис // Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1981.

Словарь русского языка: В 4-х т. // РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.