лайфхаки

лайфхаки

Много вопросов: как выбрать окончание существительного

В теоретическом блоке по морфологии мы уже рассказали об имени существительном, но не обсудили один вопрос: как определить верное окончание, если есть варианты, и вообще понять, что «опций» несколько? «В лесе» или «в лесу», «лошадями» или «лошадьми», «чая» или «чаю»? Облегчить жизнь и найти ответ помогут вопросительные слова. Они дадут возможность понять, какую флексию стоит выбирать в зависимости от смысла фразы и контекста, в который помещено слово.
В теоретическом блоке по морфологии мы уже рассказали об имени существительном, но не обсудили один вопрос: как определить верное окончание, если есть варианты, и вообще понять, что «опций» несколько? «В лесе» или «в лесу», «лошадями» или «лошадьми», «чая» или «чаю»? Облегчить жизнь и найти ответ помогут вопросительные слова. Они дадут возможность понять, какую флексию стоит выбирать в зависимости от смысла фразы и контекста, в который помещено слово.
Где?
Часто сложности с выбором окончания появляются в существительных мужского рода, которые стоят в форме предложного падежа. В случае с исконно русскими существительными не запутаться поможет вопрос «где?»: если слово указывает на место, используется окончание : я гулял (где?) в лесу. Окончание в предложном падеже используется, если мы просто упоминаем лес как предмет или название чего-то: думал о лесе, нашёл много интересного в «Лесе» Островского.
Окончание мы используем и ещё в одном случае — если нужно обозначить собрание людей: в строю. Здесь можно руководствоваться той же логикой: если уместнее вопрос «где?», то выбираем окончание , в другом случае — .

Дело в том, что — окончание местного падежа одного из склонений, которые существовали в древнерусском языке. Оно сохранилось после унификации склонений и получило специализацию, причём не для всех слов. «В одном лагере» с лесом, например, снег и рай.

Заимствованные существительные, которые привыкают к жизни в русском языке, тоже начинают подчиняться его логике. Например, несколько десятков лет назад правильной считалась только форма в аэропóрте — форма предложного падежа. Но сейчас уже давно нормативна конструкция в аэропорту (где?).

В случае с заимствованным словом пляж подобная логика всё ещё приводит к ошибке. Распространённое на пляжу понятно и объяснимо, но пока не считается нормой: Грамота.ру приводит единственный вариант — на пляже. Тем не менее А. А. Зализняк допускает оба окончания у существительного пляж в предложном падеже. И мы не можем исключать, что форма на пляжу распространится настолько широко и станет настолько привычной, что потеряет просторечную стилистическую окраску и войдёт литературный язык как нормативная.
Окончание мы используем и ещё в одном случае — если нужно обозначить собрание людей: в строю. Здесь можно руководствоваться той же логикой: если уместнее вопрос «где?», то выбираем окончание , в другом случае — .

Дело в том, что — окончание местного падежа одного из склонений, которые существовали в древнерусском языке. Оно сохранилось после унификации склонений и получило специализацию, причём не для всех слов. «В одном лагере» с лесом, например, снег и рай.

Заимствованные существительные, которые привыкают к жизни в русском языке, тоже начинают подчиняться его логике. Например, несколько десятков лет назад правильной считалась только форма в аэропóрте — форма предложного падежа. Но сейчас уже давно нормативна конструкция в аэропорту (где?).

В случае с заимствованным словом пляж подобная логика всё ещё приводит к ошибке. Распространённое на пляжу понятно и объяснимо, но пока не считается нормой: Грамота.ру приводит единственный вариант — на пляже. Тем не менее А. А. Зализняк допускает оба окончания у существительного пляж в предложном падеже. И мы не можем исключать, что форма на пляжу распространится настолько широко и станет настолько привычной, что потеряет просторечную стилистическую окраску и войдёт литературный язык как нормативная.
Сколько?
Вариативность допускается и для имён существительных с вещественным значением. Возьмём, например, слово сахар. Если мы используем слово и хотим показать небольшое количество чего-то или обозначить часть целого, то допустимо окончание . Например, полкило сахару, кусочек сыру, выпить чаю (немного, чашку — не весь чай в мире). С окончанием могут использоваться и те же вещественные существительные, но только с уменьшительно-ласкательными суффиксами: сахарку, чайкý.
Эта норма сейчас устаревает: подобные выражения, по данным Национального корпуса русского языка, встречаются уже редко.

Окончание появляется и у собирательных существительных с тем же количественным значением: много народу, толпа сброду. Но такая флексия характерна не только для существительных, которые указывают на количество. Её можно встретить в некоторых разговорных словах и фразеологических сочетаниях: не зная броду, не лезь в воду; наделать шуму и так далее.
Эта норма сейчас устаревает: подобные выражения, по данным Национального корпуса русского языка, встречаются уже редко.

Окончание появляется и у собирательных существительных с тем же количественным значением: много народу, толпа сброду. Но такая флексия характерна не только для существительных, которые указывают на количество. Её можно встретить в некоторых разговорных словах и фразеологических сочетаниях: не зная броду, не лезь в воду; наделать шуму и так далее.
Чем?
В окончаниях творительного падежа единственного числа существительных женского рода второго склонения тоже возникает вариативность. Например, можно сказать любуюсь картиной, а можно — любуюсь картиною. Здесь различие стилистическое, а не семантическое: дело в уместности формы, а не в значении. Окончание -ой/-ей общеупотребительно, нейтрально и, следовательно, более предпочтительно. А -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.
Сложности могут возникнуть и с окончаниями творительного падежа множественного числа у существительных третьего склонения: -ами(-ями)/-ьми. Вариантное окончание -ьми допустимо для существительных дочь (дочерями, дочерьми), дверь (дверями, дверьми), лошадь (лошадьми, лошадями). У формы творительного падежа множественного числа слова ребёнок выбора нет: детьми. В остальных случаях следует говорить и писать -ами(-ями): матерями, мышами. Это тоже объясняется историческими процессами в морфологии русского языка.

Часто окончание, которое мы выбираем для форм существительных, определяется не только правилами, но и значением конкретной формы в определённом контексте, а также традицией. Отличия между формами при этом могут быть не только на смысловом, но и на тонком стилистическом уровне. Различать их станет легче, если понять, какой «посыл» у слова, которое вызывает трудности.
Сложности могут возникнуть и с окончаниями творительного падежа множественного числа у существительных третьего склонения: -ами(-ями)/-ьми. Вариантное окончание -ьми допустимо для существительных дочь (дочерями, дочерьми), дверь (дверями, дверьми), лошадь (лошадьми, лошадями). У формы творительного падежа множественного числа слова ребёнок выбора нет: детьми. В остальных случаях следует говорить и писать -ами(-ями): матерями, мышами. Это тоже объясняется историческими процессами в морфологии русского языка.

Часто окончание, которое мы выбираем для форм существительных, определяется не только правилами, но и значением конкретной формы в определённом контексте, а также традицией. Отличия между формами при этом могут быть не только на смысловом, но и на тонком стилистическом уровне. Различать их станет легче, если понять, какой «посыл» у слова, которое вызывает трудности.
Автор: Ольга Ермакова
15 апреля 2021, 20:00
Автор: Ольга Ермакова
15 апреля 2021, 20:00
Источники
Зализняк, А. А. Грамматический словарь русского языка. [Электронный ресурс], URL: https://gufo.me/dict/zaliznyak (дата обращения: 13.04.2021).

Лекант, П. А., Диброва, Е. И., Касаткин, Л. Л., Клобуков, Е. В. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2007.

Розенталь, Д. Э. Вопросы русского правописания: практическое руководство. М.: Изд-во МГУ, 1962.

Справочная служба «Грамота.ру». [Электронный ресурс], URL: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=на+пляжу (дата обращения: 14.04.2021).