#теория
#интересное
#лайфхаки
#мнения
#истории
#подкасты
#спецпроекты
Медные духовые: фразеологические сращения
07.04.2022
Поля Колосова
Оркестр состоит из четырёх групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, ударных, деревянных духовых и медных духовых. Так же и фразеологизмы делят на четыре вида по степени спаянности слов в выражении. Приоткрываем дверцу в смысловой оркестр и рассказываем о первой группе фразеологизмов — о фразеологических сращениях.

Примечание: В лингвистике нет единой классификации фразеологизмов по этому признаку. Мы будем опираться на систему, которую описал лингвист Николай Шанский.

Вслед за Шанским сращениями называют наиболее «сцепленные» фразеологизмы. Все компоненты в них максимально спаяны, их значение не соотносится с целостным смыслом выражения. Зачастую сращения настолько сцеплены семантически, что выступают как своеобразное единое слово: положа руку на сердце — чистосердечно.

Некоторые обороты могут восприниматься и как фразеологические сращения, и как сочетания свободных слов. Такая особенность, например, есть у идиомы перемывать косточки. С одной стороны, это выражение может быть сращением со значением, которое не вытекает из смысла отдельных слов. В таком случае оно будет восприниматься как синоним глаголов сплетничать и злословить. С другой стороны, слова могут употребляться и в свободном прямом значении: Косточки ископаемого животного археологам пришлось перемывать несколько раз.

Часто в сращениях грамматические формы и значения слов становятся архаическими и теряют связь с нормами и реалиями современного языка. Так, в выражениях сломя голову и спустя рукава содержатся устаревшие формы деепричастий, которые сейчас образуются с помощью суффиксов и -вши. Фразеологические сращения попасть впросак, бить баклуши и точить (ба)лясы включают в себя вышедшие из употребления слова, вне сочетаний непонятные современному человеку. В некоторых выражениях, с точки зрения актуальных грамматических правил, нет логичных связей между компонентами: как пить дать, шутка сказать, чем свет.

Как и медные духовые — одна из основных групп инструментов в оркестре, плотно «спаянные» сращения составляют ключевую долю фразеологизмов. Роль деревянных духовых инструментов — похожих на медные, но других по устройству и звучанию — выполняют фразеологические единства. О них мы расскажем в следующем материале.
Оркестр состоит из четырёх групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, ударных, деревянных духовых и медных духовых. Так же и фразеологизмы делят на четыре вида по степени спаянности слов в выражении. Приоткрываем дверцу в смысловой оркестр и рассказываем о первой группе фразеологизмов — о фразеологических сращениях.

Примечание: В лингвистике нет единой классификации фразеологизмов по этому признаку. Мы будем опираться на систему, которую описал лингвист Николай Шанский.

Вслед за Шанским сращениями называют наиболее «сцепленные» фразеологизмы. Все компоненты в них максимально спаяны, их значение не соотносится с целостным смыслом выражения. Зачастую сращения настолько сцеплены семантически, что выступают как своеобразное единое слово: положа руку на сердце — чистосердечно.

Некоторые обороты могут восприниматься и как фразеологические сращения, и как сочетания свободных слов. Такая особенность, например, есть у идиомы перемывать косточки. С одной стороны, это выражение может быть сращением со значением, которое не вытекает из смысла отдельных слов. В таком случае оно будет восприниматься как синоним глаголов сплетничать и злословить. С другой стороны, слова могут употребляться и в свободном прямом значении: Косточки ископаемого животного археологам пришлось перемывать несколько раз.

Часто в сращениях грамматические формы и значения слов становятся архаическими и теряют связь с нормами и реалиями современного языка. Так, в выражениях сломя голову и спустя рукава содержатся устаревшие формы деепричастий, которые сейчас образуются с помощью суффиксов и -вши. Фразеологические сращения попасть впросак, бить баклуши и точить (ба)лясы включают в себя вышедшие из употребления слова, вне сочетаний непонятные современному человеку. В некоторых выражениях, с точки зрения актуальных грамматических правил, нет логичных связей между компонентами: как пить дать, шутка сказать, чем свет.

Как и медные духовые — одна из основных групп инструментов в оркестре, плотно «спаянные» сращения составляют ключевую долю фразеологизмов. Роль деревянных духовых инструментов — похожих на медные, но других по устройству и звучанию — выполняют фразеологические единства. О них мы расскажем в следующем материале.