С помощью фонетики можно изменить возраст и узнать чуть больше об окружающих. Особенности речи могут рассказать, в какой среде и в какое время человек вырос. Знания об орфоэпии применяют не только в науке, но и в театре и кино, чтобы персонажи получались живыми и реалистичными. Рассказываем, как менялись нормы произношения со временем, и разбираемся, как создавать образ, вычислять возраст других людей и самим перевоплощаться с помощью лингвистики. Что такое орфоэпия За выбор звуков в устной речи отвечает
орфоэпия. Она описывает произносительные нормы языка. Это правила говорения, то, благодаря чему мы отличаем образцовое произношение от акцента, диалектной речи или просто неграмотности. Сестрой орфоэпии можно назвать
орфографию — она определяет правила письменной речи, то есть отвечает за выбор букв. Основное различие в том, что орфографические нормы обязательны, у слова, как правило, есть только один верный вариант написания, а орфоэпия чаще даёт право выбора и может носить рекомендательный характер.
Словари Орфоэпическую норму фиксируют специальные словари. Рекомендации могут касаться и целиком фонетических явлений (например, позиции, в которых согласный обязательно смягчается), и места ударения в слове, и образования некоторых грамматических форм. В орфоэпических словарях также есть специальные пометы, которые указывают на нормативность того или иного варианта и насколько он предпочтителен: например, «доп. устар.» — «допустимо, устаревающее», «не рек. устар.» — «не рекомендуется, устаревающее», а также «допустимо, новое», «допустимо, разговорное» и «просторечное».
При этом хронологические оценки, которые указывают на допустимость того или иного варианта, не носят нормативного характера, они говорят лишь о том, что фонетическая система находится в переходном состоянии, и дают говорящему возможность выбрать старое или новое произношение. А «разрешительные» и «запретительные» пометы более строгие и точнее фиксируют норму.
Старшая и младшая
Часто помету «устаревающие» получают слова, которые считаются вариантами
старшей орфоэпической нормы. Она формировалась по большей части на основе старомосковского произношения.
Раньше речь людей сильно различалась в зависимости от того, в каком регионе страны они жили — особенно это заметно по разнице произношения в Москве и Петербурге, которую
Михаил Панов называл «орфоэпическим разнобоем». Затем эти различия начали сглаживаться, и старшую норму стала сменять
младшая, которая для нас более привычна и предпочтительна. Но такая смена не происходит в один момент, поэтому две нормы могут существовать одновременно.
Гласные Правила старшей орфоэпической нормы отражены в трудах Дмитрия Ушакова. Так, после [ш] и [ж] в первом предударном слоге произносился
звук [ыэ], когда по младшей норме мы произносим [а]. Например,
ш[ыэ]гать — шагать,
ж[ыэ]ра — жара.
Произношение, которое соответствует старшей норме, называется
эканьем. При нём в первом предударном слоге после мягких согласных на месте орфографических «е» и «я» произносится звук, близкий к ['э]:
без [п'иэ]ти (без пяти),
рас[п'иэ]вать (распевать),
но рас[п'и]вать (распивать).
Младшей норме свойственно
иканье. То есть неразличение ['а], ['э], [и] в этой позиции. Везде произносится [и]. Например: без [п'и]ти (без пяти), рас[п'и]вать (распевать и распивать).
При экающем произношении речь становится более чёткой, мы лучше узнаём слова, что особенно важно для сценической речи и публичных выступлений. Поэтому эканье до сих пор можно услышать в театре. К тому же этой сфере искусства свойственно сохранение традиций литературного языка, так что старшая норма там встречается гораздо чаще, чем в обычной речи. А икающее произношение в театре порицается, потому что затрудняет восприятие слов и делает выступление менее понятным.
Согласные Ассимиляция В старшей орфоэпической норме было много позиций, в которых происходила
ассимиляция:
согласные смягчались из-за того, что стояли рядом с другими мягкими согласными. Например, когда рядом оказывались